Книги и каталоги

Публикации

История городов

Диссертации и монографии

Форумы, сайты

Выдающиеся филокартисты

Интернет-магазины и аукционы

Об открытке


Мы в Facebook:


Мы в Instagram:
/ Статьи без авторства

Публикации

Кто придумал открытку


http://postocard.com/img/articles/2.jpgБывают вещи, которые изобретают несколько раз. И речь не о тех случаях, когда гениальная идея посетила одновременно две светлые головы в разных уголках земного шара. Иной раз вещи, какими мы привыкли видеть их сегодня, должны были пройти несколько стадий «изобретательства». Так случилось с открыткой.

Для начала нужно определиться с терминами. Что мы понимаем под открыткой? Это разновидность почтовой карточки для открытого письма (отсюда и её русское название — «открытка»). Одна сторона открытки отведена под написание адресов отправителя и получателя, наклеивание марок (если они не отпечатаны почтой), написания вольного послания, проставления штемпеля. На второй стороне располагается то, за что мы особенно высоко ценим открытки, — иллюстрация. Внешний вид почтовой открытки продиктован правилами Всемирного почтового союза. Согласно этим правилам, для пересылки между странами подходят только карточки 105 х 148 мм. Важный момент: открытки отправляются по-иному тарифу, нежели обычные письма в конверте.

Мы не говорим здесь о поздравительных открытках, которые можно отправлять только в конвертах или вкладывать в подарочные пакеты. Такие открытки появились намного раньше почтовых, а история их происхождения уж очень размыта: на первенство в этой области не претендуют разве что американцы.

Итак, чтобы изобрести открытку, нужно было:

1.     предложить способ отправления писем без конвертов;

2.     сделать этот способ дешёвым;

3.     добавить красивые иллюстрации.

Письма без конвертов

Идею открытого письма приписывают Генриху фон Стефану. 30 ноября 1865 года в рамках V-й конференции Германского почтового союза герр Стефан предложил революционную идею: а что, если отправлять письма в открытом виде — на готовых бланках, куда остаётся лишь вписать адреса? То ли аргументация новатора была неубедительной, то ли почтовики почувствовали некоторую угрозу своим доходам, но так или иначе идея не получила поддержки.

Самое дешёвое письмо

В 1868 году книготорговцы Пардубиц и Фридляйн представили вниманию Прусского почтового управления универсальную корреспонденцкарту. На одной стороне такой карты должны были располагаться адреса и марки, а вот на другом... заранее напечатанный текст. Несколько расхожих фраз, вроде «Поздравляем с радостным событием» или «Последнее письмо получено». Отправителю нужно было лишь выбрать нужную фразу из списка. Не спешите обвинять почтенных книготорговцев в слабоумии. Ход с шабонными фразами они придумали для экономии: печатные изделия отправлялись не по почтовой, а по бандерольной таксе. Не трудно догадаться, что затея почтовым чиновникам не понравилась.

Нужно было авторитетное мнение, чтобы сломить эту преграду. Например, чтобы на арене появился учёный муж, к словам которого прислушиваются. Таким человеком стал доктор экономических наук, профессор Эммануил Герман. В 1869 году он опубликовал статью «О новом роде корреспонденции», в которой подчеркнул необходимость применения бандерольной таксы к открытым письмам, а также предложил ограничить объём текста до двадцати слов. Австрийское почтовое ведомство оказалось куда лояльнее соседних. Оно не только применило новую тарификацию, но и позволило отправителям писать сколько угодно слов — как позволит почерк.

1 октября 1869 года Венский почтамт начал продавать такие открытки. В 1872 году почтовые карточки стали обращаться и в Российской империи. Не хватало лишь одной детали...

Красочные картинки

В 70-х годах XIX века открытки стали иллюстрированными. Их производство параллельно наладили книготорговец Бенардо из Бретани и его коллега Шварц из Ольденбурга. Скорее всего, идея украшения карточек изображениями была навеена армейским творчеством. Тот, кто хотя бы однажды видел альбом дембеля, уже всё понял. Так вот, во время франко-прусской войны почтовые карточки были очень популярны. Ведь у солдата нет времени на то, чтобы возиться с конвертами. Зато у него всегда есть время и желание немного «покреативить». Служивые раскрашивали карточки, как позволяла им фантазия. В итоге весточки с фронта становились более душевными. И это не ускользнуло от внимания прозорливых книготорговцев.

Стоп! А может, всё было по-другому?

По степени непостоянства, пожалуй, только синоптики могут тягаться с историками: последние нередко выдвигают теории, которые переворачивают сложившиеся представления о прошлом с ног на голову. Виной тому — новые находки.

Так, в 2001 году на торгах Henry Aldridge & Sons в Лондоне за 22 тысячи фунтов стерлингов ушла с молотка рождественская открытка, которая, судя по штемпелю, прошла почту 18 июня... 1840 года. Кажется, остаётся лишь развести руками и сказать: «Далеко не всё элементарно, Ватсон».

Источник http://www.postocard.com/articles/3


Возврат к списку