Книги и каталоги

Публикации

История городов

Диссертации и монографии

Форумы, сайты

Выдающиеся филокартисты

Интернет-магазины и аукционы

Об открытке


Мы в Facebook:


Мы в Instagram:
/ Статьи без авторства

Публикации

Верстовая нумерация Забайкальской линии

Изучая старые открытки Великого Сибирского Пути, изданные в изобилии в конце XIX - начале XX века, я обратил внимание на то, что тексты к ним часто не соответствовали истинному положению дел. Первая и наиболее распространенная ошибка заключалась в том, что перевиралась верстовая нумерация изображенного в открытке места. Еще одна ошибка касается датировки события: т.е. оно в указанный год выглядело уже не так или еще не так. Третья, гораздо более редкая, ошибка касалась самого описания достопримечательности или вида, который был на открытке отпечатан.

И открыток с ошибками на этом сайте собрано уже несколько. Рассмотрим, например, изображение долины Хилка Забайкальской линии (фрагмент открытки приводится слева).

В аннотации к открытке указано, что это "Полотно жел. дор. по берегу р. Хилка на 640 версте". Так ли это? При внимательном подходе обнаруживается, что 640-я верста Забайкальской линии находится аж за Яблоновым хребтом, намного восточнее. А издатель передвинул этот вид долины Хилка... на 200 верст! Т.е. он мог находиться на 440-й версте (что наиболее вероятно по состоянию местности), но никак не на 640-й и даже не на 540-й версте. Или, допустим, вот еще открытка: "Вид Петровскаго железоделательного завода на 201-й версте". И тоже вранье: станция Петровский Завод находилась на 288-й версте, а завод на 1-2 версты восточнее, т.е. на 289-290 верстах.

А вот ошибки погрубее: на открытке написано: "Грубая ошибка в определении изображенного местаКругобайкальская жел. дор. Граница Маньчжурии и России". Что сказать об этом? Издатель перенес изображенное место на добрую тысячу километров западнее. Ведь сама по себе Кругобайкальская дорога заканчивалась на станции Мысовая на Байкале; затем начиналась более чем 1000-верстная Забайкальская дорога, а граница России и Маньчжурии находилась еще в 300 км юго-восточнее Забайкальской дороги, на ветке к Китайско-Восточной линии, проложенной через степное Забайкалье.

Вот и еще такая же грубая ошибка: "Кругобайкальская жел. дор. Станция Китайский разьезд" (на самом деле этот разъезд находится в 778 верстах от ближайшей станции Кругобайкальской линии - Мысовой).

Еще примеры грубых ошибок: открытка с надписью "Ст. Курган", где на самом деле изображен первый вокзал Красноярска; или открытка "Кругобайкальская ж.д. Дорога через тайгу близ ст. Выдрино" (близ Выдрино нет и в помине никаких тоннелей, а место это на самом деле находится на участке Кругобайкалки, удаленном от Выдрино далеко к западу, более чем на 100 км).

В чем же причина этих многочисленных ошибок? Дело в том, что 90 - 100 лет назад Великий Сибирский Путь был очень популярен - про него много писали, о нем говорили. И, конечно, тогдашние издатели спешили заработать на интересе читателя: зачастую открытки, посвященные этой величайшей железнодорожной артерии, выпускали мелкие издательства, без достаточной проверки помещенного в них содержания и надписей. Вот и результат.

Итак, для облегчения ориентировки я хочу привести точную верстовую нумерацию Забайкальской линии: именно на открытках, посвященных этому участку Великого Сибирского Пути, обнаружен наибольший процент ошибок.

Возврат к списку