Книги и каталоги

Публикации

История городов

Диссертации и монографии

Форумы, сайты

Выдающиеся филокартисты

Интернет-магазины и аукционы

Об открытке


Мы в Facebook:


Мы в Instagram:

Публикации

Тагрин Н.С., Файнштейн Э.Б. Коллекционирование открыток.

Я люблю часами бродить по городу,

а иногда сесть в машину или на поезд

и очутиться вдруг в его окрестностях…

Все невзгоды, усталость уходят,

и ты отдаёшься во власть воспоминаний

и столько сил черпаешь для своей работы,

столько сразу в тебе рождается мыслей

и планов на будущее, что кажется,

будто жизнь только начинается…

(Николай Спиридонович Тагрин)

Современный человек живет в эпоху бурного развития науки, тех­ники, огромного потока впечатлений, буквально обрушивающихся на него ежедневно и ежечасно. Окружающий мир постоянно и на­стойчиво информирует о себе, о событиях, происходящих в самых разных уголках планеты. Однако человек стремится познать не только сегодняшнюю многогранную жизнь, но и погрузиться в мир прошлого, вдохнуть аромат ушедших эпох, узнать, как и чем жили люди раньше.

С большим вниманием мы изучаем архитектуру, искусство прош­лого, дошедшую до нас культуру разных стран и народов. Однако не только давно ушедшее интересует нас, нас привлекают дела и события более близкого времени.

Коллекционированием предметов, помогающих нам глубже позна­комиться с прошлым, занимаются многие энтузиасты. Самые разные вещи могут быть предметом коллекционирования. Одним из таких объектов собирательства   стала   открытка — изо­бретение последнего столетия. Человек коллекционировал уже тогда, когда еще только учился обращаться с огнем, об этом убедительно рассказывают многочис­ленные раскопки археологов. И, кажется, не было такой вещи, которая когда-нибудь не служила бы предметом его собиратель­ства. Академик Иван Петрович Павлов в своем труде «Двадцати­летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных» в главе «Рефлекс цели» специально посвящает не­сколько страниц анализу коллекционерства, являющегося, по его выводам, «самой чистой, типичной и поэтому особенно удобной для анализа и вместе с тем самой распространенной из всех форм обнаружения «рефлекса цели».

О том, как широко понимал Иван Петрович Павлов процесс кол­лекционирования, о той большой и важной роли, которую он отво­дил ему в жизни человека, лучше всего свидетельствуют следую­щие его строки: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основ­ная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели. Вся жизнь, все ее улучшение, вся культура делаются рефлексом цели, делаются только людьми, стремящимися к той или иной поставленной ими себе в жизни цели. В своих мыслях великий физиолог здесь еще раз пред­стает перед нами как философ, почти с поэтической страстностью воспевающий все прекрасное в жизни.

Ведь в каждом деле, большом или малом, обязательно нужно увидеть высокую цель, тогда оно сразу становится желанным, необходимым, тогда, как в сказке, окажутся побежденными труд­ности, стоящие на пути. Когда же цель ясна, нужно найти лучшие пути к ее достижению.

Народная мудрость гласит: «Из капель — море, из песчинок — гора». Нужно неуклонно, изо дня в день добиваться намеченного, учиться пытливо, проникновенно находить в малых, незаметных вещах частицу настоящего, большого, сумев из них создать нечто целое, неизмеримо более значительное, чем простая их механиче­ская сумма. Именно в этом и заключается благородная задача кол­лекционера, умеющего увидеть «великое в малом», своим увлечен­ным трудом превращающего количество в качество, создающего новые культурные ценности.

Деятельность коллекционера складывается из трех основных мо­ментов:

Первый — приобретение нового материала. Этот момент, несущий в себе много чисто спортивных волнений и радостей, может, однако, стать доминирующим. Заключенное в нем собственниче­ское начало таит коварную опасность незаметного превращения коллекционера в разновидность стяжателя — Плюшкина.

Второй — обработка и хранение собранного материала. Отсутствие продуманной систематизации неизбежно превращает любое собра­ние в пыльный склад случайных предметов. Привычка к длитель­ному, пытливому исследовательскому труду поневоле заставляет коллекционера впитывать в себя новые знания из различных об­ластей человеческой деятельности. Постоянное соприкосновение с любимым делом неизменно способствует развитию эстетического вкуса. Наконец, естественный, завершающий итог процесса коллекциони­рования — та настоящая, большая, осмысленная цель, оправды­вающая долголетний, кропотливый труд собирателя, достижение которой с лихвой вознаграждает за все перенесенные лишения, приносит глубокое удовлетворение и превращает жизнь в празд­ник, — это польза и эстетическое наслаждение, доставляемые пло­дами коллекционерской страсти многим людям. В жизни нас постоянно окружает множество маленьких, незамет­ных, казалось бы, вовсе ненужных вещей, к которым мы подчас так привыкаем, что перестаем их замечать, а нередко и безжа­лостно уничтожаем. Между тем у них есть своя жизнь, часто имеющая любопытную историю, насыщенную глубоким и разно­сторонним содержанием, изучая которую можно узнать немало нового, интересного.

Один из таких скромных предметов, с которыми приходится стал­киваться нам очень часто, — иллюстрированная открытка. По статистическим материалам Международного почтового союза в Берне («Statistique general du service postale») общее количество открытых писем, отправляемых почтой за год по странам, входя­щим в союз, достигает 15 миллиардов экземпляров! Необходимо еще принять во внимание огромное развитие коллекционирования чистых (неиспользованных) иллюстрированных открыток, благо­даря чему многие из них вообще минуют почту, поэтому ежегод­ный мировой тираж открыток гораздо больше.

Иллюстрированную открытку можно найти в каждом доме. Аль­бом с сотней любимых карточек — это, по существу, уже малень­кая коллекция, и таких коллекций на земном шаре больше, чем любых других коллекций (почтовых марок, монет и т. п.). Соби­ратели открыток — это люди самых разнообразных возрастов, про­фессий, национальностей, убеждений.

Уже в конце XIX века возникают многочисленные международ­ные общества и клубы собирателей открыток, или, как принято их называть, — филокартистов, таким образом, ответом на вопрос как называется коллекционирование открыток, является: филокартия (от греческого слова phileo – люблю и латинского carto – карта), они организуют широкий международный обмен материалами. Начинают издаваться спе­циальные журналы, посвященные открыточному делу, устраи­ваются международные выставки, аукционы.

В чем же секрет такой необычайной популярности иллюстриро­ванной открытки, почему она уже давно и прочно переросла свое первоначальное значение почтового отправления? Основная причина кроется в том, что наряду со своей «демокра­тичностью» (удачным стандартным портативным размером и де­шевизной) она поднялась на высокий художественный уровень и удивительно полно откликается на многие явления человеческой жизни. С ее помощью вы можете совершить путешествие, мгно­венно очутившись в любом уголке земного шара, изучать жизнь и быт населяющих его народов, заняться историей, приблизиться к любому виду искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, лите­ратуре, музыке, театру, кино. На открытках проходят галереи портретов выдающихся деятелей самых различных областей чело­веческой культуры. Открытка посвящается различным наукам, на ней отображена история техники, она рассказывает о всех видах спорта, наглядно и убедительно агитирует, заставляет смеяться, неизменно поздравляет с праздником.

Большую роль в жизни каждой коллекции играют также дублеты (двойники). Помимо того, что они в качестве обменного фонда служат постоянным источником роста коллекции, они необходимы при устройстве выставок, различных показов, сохраняя от изнаши­вания основные коллекционные фонды. И самое главное — они могут быть вставлены в коллекцию параллельно с ее основными фондами, по своим вторичным темам. Это ни в коем случае не за­соряет коллекцию, а, наоборот, способствует ее творческому росту, обогащает многие ее темы, избавляет изучающих материал от утомительных и трудоемких поисков его в разных отделах коллек­ции согласно карточкам-сноскам вспомогательной картотеки. Бывает и так, что вторичная тема открытки может гораздо чаще привлекать к себе внимание зрителя, чем основная. В таком слу­чае может быть полезной организация из коллекции постоянно действующих выставок, куда в виде исключения, за неимением дублетов, могут быть переброшены на долговременное хранение даже отдельные основные экземпляры.

Коллекция, к примеру, может состоять из таких разделов, как поздравительные открытки, детские, юмористические, открытки-курьезы,   религиозные,  личные.  Поздравительные  от­крытки сгруппированы по различным праздникам, открытки-курье­зы включают в себя любопытные   экземпляры,  выделяющиеся своим необычным содержанием, размером, формой, материалом, из которого они сделаны, способом изготовления, даже  пропитанные различными запахами...   Личные — это открытки,  присланные близкими и друзьями самому собирателю.

К примеру, почтовые карточки можно разделить на две основные категории: почтовые маркированные карточки (первая русская почтовая карточка была немаркированной) и иллюстрированные открытки.

Почтовые маркированные карточки делятся на две группы: без изображения (одинарные и с оплаченным ответом)

почтовая карточка литера В

и с изображением

почтовая карточка с белыми медведями

Иллюстрированные открытки бывают:

1.Репродукционные (воспроизводящие произведения изобразительного искусства) и репродукционно-документальные (фотографии).

2.Оригинальные (так называются открытки, изображения на которых исполнены художниками специально для открыток; к примеру открытки худ.Федотовой).

Разнообразен мир оригинальных открыток. Среди них поздравительные открытки - одинарные, двойные и тройные, к знаменательным датам, семейным праздникам; детские - иллюстрации к сказкам, кинокадры, юмористические, сатирические, фотомонтажи; тематические; рекламно-агитационные; плакатные; политические.

Крайне разнообразны способы систематизации видовых открыток. Здесь всё зависит от целей и задач собрания.

Ещё нужно сказать, что трудно бывает провести четкую границу между открыткой и фотографией.  Мы знаем множество изданий, где оборотная сторона остается совершенно чистой — на ней отсут­ствует даже традиционное — «Сагtе postahe», и только на обложке всей серии стоит лаконичная надпись: «Открытки». Нужно ли та­кие экземпляры включать в состав коллекции? А если и на об­ложке будет отсутствовать оправдательное для этого слово «от­крытки» и сохранится только их международный стандартный формат? А если неизвестно, были ли открытки-фотографии изго­товлены для общего распространения или исключительно для лич­ного пользования их автора? Можно отыскать еще много таких — «а если». Пожалуй трудно отказаться от интересного фото­снимка или печатного оттиска, при условии, что он совпадает с международным форматом открытки. Поэтому такой мате­риал можно рассматривать как диалектическое развитие открыт­ки, как один из результатов ее интенсивного проникновения в жизнь. Следующим после систематизации, не менее важным моментом является способ хранения материалов коллекции. От рациональ­ного храпения во многом зависит скорейшее нахождение требуе­мого материала, его обозримость и, наконец, — сохранность. 

Способы хранения могут быть трех видов: альбомный, картотеч­ный, комбинированный.

  Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, которые мы и разберем. Самым совершенным способом хранения коллекции, безусловно, является альбомный, при котором все ее материалы вставлены в специальные альбомы с имеющимися в них прорезями для про­девания уголков открыток.

альбом с открытками

Альбомы лучше всего сохраняют от­крытки, особенно пи самое уязвимое место — уголки, которые при частом рассматривании вне альбома неизбежно портятся. Но, кроме лишних затрат, большим неудобством этого способа яв­ляется резкое увеличение габаритов коллекции и ее веса. В сред­нем объем и вес коллекции разрастается за счет альбомов в 2— 3 раза. При выборе типа альбомов нужно также учитывать целый ряд су­щественных соображений: Во-первых, желательно обеспечить коллекцию однотипными стан­дартными альбомами со вкладными (не сброшюрованными) ли­стами (на шнуровках), позволяющими легко, каждый раз по-но­вому группировать взаимозаменяемые листы по мере неизбеж­ного количественного роста коллекции. Кроме того, никогда не следует забывать об эстетическом впечатлении от коллекции в стройной панораме одинаковых альбомов.

Вместимость альбомов не должна быть большой. Опыт показы­вает, что наиболее удобными для работы являются альбомы, на каждой странице которых помещаются две открытки, с общим ко­личеством 24—36 листов, то есть 100—150 открыток. В современных изданиях все аннотации обычно размещаются на оборотной стороне открытки. Все в тех же целях ее сохранности, во избежание ее лишнего вытаскивания из альбома, хочется реко­мендовать необходимые надписи помещать на одинаковых узких полосках бумаги, длина которых соответствует вертикальному пли горизонтальному размеру открытки. Эти бумажные полоски вставляются  в  соответствующие  альбомные  прорези поверх самой открытки. Ни в коем случае нельзя их приклеивать к альбому или к открытке, тем более недопустимо делать любые надписи, любым способом, в любом месте альбома или открытки. При заполнении альбома необходимо заранее рассчитать возможное расширение данной темы, оставив в нем впрок пустые места для будущих пополнений, которые могут быть расположены в середине, так и в конце альбома.

Следующий, картотечный способ хранения открыток также имеет ряд преимуществ и недостатков.

Основным его преимуществом по сравнению с альбомным спосо­бом является портативность. Не менее   важным   положительным качеством является его дешевизна. Освобождается также время, затрачиваемое на вставку и перестановку открыток в альбомах, на изготовление вкладываемых в альбомы аннотаций, перенесенных с оборотных сторон открыток.   Его  отрицательные стороны — от постоянного перебирания открытки гораздо быстрее изнашивают­ся, просмотр их замедляется. Для того чтобы несколько предохра­нить открытки от износа, можно рекомендовать вкладывать их в конверты с надписями основных тем. Кроме того, границы каж­дого отдела, подотдела, раздела и т. д. отмечаются специальными картонными или пластмассовыми  карточками-разделителями  все убывающих размеров, на выступающих частях которых наносятся соответствующие обозначения. Выступающие   над открытками части карточек-распределителей могут находиться или вверху, или сбоку, в зависимости от принятого формата ящиков для хранения открыток.

картотечный способ открытки

Полезно также иметь некоторое количество карточек-закладок ярко-красного цвета и выделяющейся формы, вкладываемых каж­дый раз, вместо отсутствующих временно по той или иной причине открыток.

Есть также коллекционеры, принципиально игнорирующие от­крытки, исписанные или плохой сохранности. Самый интересный сюжет для них просто не существует, если только в попавшем к ним экземпляре обнаруживается внешний изъян. Спору нет, куда как приятнее держать в руках открытку безукоризненно целую и свежую. Но можно ли себе представить серьезную работу ученого, археолога или историка, если он отбросит, как ненужные, не при­годные для исследования остатки костей древнейшего ящера, или чудом сохранившиеся обрывки старинного манускрипта, или осколки прекрасной вазы только потому, что тысячелетия или века не соизволили ему преподнести находку в лучшем виде? Филате­лист считает обесцененной почтовую марку, у которой не хватает всего лишь одного зубчика, при этом горделиво ссылается на законы науки — филателии. Но к счастью, до сих пор еще не было написано ни одного научного труда, в котором бы серьезно защи­щалась такая же нетерпимость по отношению к иллюстрированной открытке. И нет сомнения, что пожелтевшая, ветхая от благород­ной старости антикварная открытка еще очень много раз скажет свое веское слово при изучении явлений прошлого...

Гораздо ценнее научиться правильно хранить открытку, и если она почему-либо «заболела», то суметь ее как следует и вовремя вылечить...

реставрация открытки

На этом также стоит остановиться. Реставрация поврежденной открытки — это сложная работа, тре­бующая большого умения и любви. Начнем с рассмотрения ее не­которых «эпидемических» болезней. Как уже подчеркивалось, чаще всего время накладывает свой отпечаток на ее уголки. Уго­лок может быть надорван. При надрыве вдоль слоев бумаги их нужно склеить декстриновым клеем. Этот клей можно долго сохра­нять — во избежание плесени достаточно прибавить к нему не­сколько капель формалина. При засыхании он легко восстанавли­вается, разбавленный теплой водой. При разрыве поперек бумаж­ных слоев приходится накладывать на него бумажный пластырь или кусочек прозрачной склеивающей липкой ленты. Разумеется, эти хирургические швы должны по возможности оставаться на оборотной стороне открытки. Если верхний слой на углах поврежден более значительно, то ре­комендуется предварительно загрунтовать эти места цинковыми белилами или другими красками. Важно, чтобы цвет грунтовки был подобран строго в соответствии с тоном бумажного слоя, на который он накладывается. Все мелкие неровности, проколы, тре­щины, изломы хорошо заполняет тушь. Опыт показывает, в каких случаях можно обойтись и без грунтовки, непосредственно закра­сив поврежденный угол гуашью или акварелью.

В случае если угол открытки надломлен, его надо предварительно расщепить (плотность бумаги открыток старых изданий позволяет это сделать без труда), вставить в расщелину две склеенные вместе полоски папиросной бумаги, заклеить вставку, а затем, резав по линиям открытки всю лишнюю бумагу, загладить с обратной стороны на ровной поверхности и положить открытку несколько часов под пресс. При отсутствии декстринового клея можно использовать рыбий клей или обыкновенный крахмал. Но нельзя употреблять клей химических сортов, особенно канцелярский, который постепенно съедает краски, в результате чего, спустя некоторое время, открытка начинает линять. Казеиновый клей также впоследствии вызывает потемнение красок.

Особенно неприятны бывают надписи, портящие лицевую сторону открытки. Если они сделаны простым карандашом, то удалить их сравнительно просто, при помощи резинки или мягкого белого хлеба. Чернильные надписи и пятна на белой поверхности осторожно счищаются лезвием бритвы, жесткая резинка деформирует характер  поверхностного  слоя  бумаги,  поэтому употребление во всех случаях нежелательно.

  Разумеется, перечисленные способы реставрации далеко не исчерпывают всех рецептов, имеющихся в арсенале специалиста, и предназначены в основном для домашних условий. Но есть случаи, когда печатные издания можно вылечить только в специально предназначенных для этого лабораториях. Речь идет главным образом об основном биче библиотек и архивов — о бумажном грибке, который, проникая в хранилище, может постепенно уничтожить все ценнейшие фонды. Борьба с ним весьма сложна и требует множества усилий и квалифицированных способов уничтожения. Бумажный грибок бывает двух основных видов — красный и желтый. Особенно губительным для бумаги является красный. При заражении грибком на бумаге появляются красные или желтые пятна, постепенно распространяющиеся по всей бумажной массе, которая становится хрупкой и рассыпается при малейшем прикосновении к ней. Поставить правильный диагноз заражения грибком может лишь опытный специалист. Поэтому в случае подозрений проникновения грибка, необходимо немедленно  отделить сомнительные экземпляры от здоровых, проконсультироваться о причинах изменения их внешнего вида у местных библиотечных или архивных работников и в случае невозможности в наличных условиях оздоровления  пораженных экземпляров, безжалостно уничтожать, как это, к прискорбию, иногда приходится делать даже в общественных хранилищах.

Весьма часто многими задаётся все тот же вопрос — как можно так долго постоянно заниматься такой скучной работой?   Но разве скучно, если в результате на твоих глазах растет и развивается любимое детище и, кроме того, за кажущимся однообразием скрыто столько различных впечатлений — сегодня мне захотелось побывать где-нибудь в экзотических тропиках, и я всецело отдаюсь разбору открыток острова Цейлона или Экваториальной Африки; завтра, после прочтения «Очарованной души» Ромена Роллана, яв­ляется потребность ощутить атмосферу парижских будней, и я с головой погружаюсь в дебри тысяч старых фотографий, почти ося­заемо воскрешающих подробности ушедшего прошлого великого города... Или с, наслаждением в следующий раз окунаешься в изу­чение прославленных шедевров искусства. А сколько при этом приходится, подчас поневоле, задать окружающим неожиданных вопросов, перелистать всевозможной справочной литературы! Нет, только люди, не дающие себе труда, как следует вдуматься, могут считать коллекционирование открыток неинтересным занятием, что конечно же, в корне неверно.

Источник http://www.coordinated.ru/publ/2-1-0-97


Возврат к списку