Книги и каталоги

Публикации

История городов

Диссертации и монографии

Форумы, сайты

Выдающиеся филокартисты

Интернет-магазины и аукционы

Об открытке


Мы в Facebook:


Мы в Instagram:

Публикации

Тагрин Н.С., Файнштейн Э.Б. История возникновения открытки.

«Предками» иллюстрированной открытки можно считать некоторые древнеегипетские письмена с рисунками. О такой «открытке» пове­дал немецкий египтолог Мюнцер: «На сохранив­шейся фреске погребальной пещеры Нумхотена в Бенигассане, из эпохи приблизительно за 2000 лет до н. э. представлен рисунок, изобража­ющий доклад о вторжении семитического племе­ни, причем довольно ясно изображены открытый лист и сверток. Этот открытый лист по древне­египетскому обычаю не только покрыт письмена­ми, но и украшен рисунком события. Итак, это было открытое иллюстрированное письмо в том роде, как наши современные открытки».

Фреска погребальной пещеры Нумхотена

в Древнем Египте

фреска древний египет

  Это «открытое письмо», очевидно, было не единственным. До наших дней дошли документы Древнего Египта, насчитывающие семь с полови­ной тысяч лет. Можно предполагать, что такого рода «открытки» существовали в Древнем Египте и значительно раньше.

  Идеографические письма, характерным при­мером которых являются древнейшие египет­ские, возникли из писем-рисунков, свойственных и поныне народам, не имеющим письменности. Эти повествовательные рисунки (пиктографии) изображали отдельные предметы, события и т. п.

  Потребность общения была присуща человеку с древнейших времен. В Европе, Азии, Северной Америке на скалах и стенах пещер сохранились изображения людей, сцен охоты, животных и раз­ных предметов. Эти рисунки (петроглифы) отра­жают жизнь и быт наших далеких предков.

 От эпохи первой вавилонской династии сохра­нились два письма, находящихся в Лувре. Письма адресованы некоей Бибии от Джимил-Мардука и Хусутии от Навиртума. Это глиняные таблички-послания, написанные клинописью.

  Такие же таблички нашел во дворце ассирий­ского царя англичанин Ляйярд. Для сохранения тайны переписки глиняные таблички покрывали слоем глины. Это был своего рода предшественник конверта. Сверху писали адрес. Табличка подвергалась обжигу, и конверт плотно прикрывал текст. Когда «пись­мо» надо было вскрыть, табличку подвергали вторичному обжигу. Образовавшиеся при этом водяные пары легко отделяли ее. Поэтому, если египетский «открытый лист» напоминал Мюнцеру иллюстрированную открытку, то ассирий­ские и вавилонские глиняные таблички, заклю­ченные в подобие конверта, в какой-то мере можно считать предшественниками иллюстриро­ванной и обычной почтовых открыток.

  В 1951 году мир облетела новость об интерес­нейших находках. При раскопках в Новгороде были обнаружены в большом количестве бере­стяные грамоты — сотни берестяных писаниц рядовых новгородцев — мужчин, женщин, детей. Известна записка «От Бориса ко Ностасии»: «Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле».

  Эти писаницы разрушили легенду о неграмот­ности в Древней Руси и свидетельствуют о высо­кой культуре Древнего Новгорода и других рус­ских городов. С этими грамотами, написанными около тысячи лет назад, можно ознакомиться в Государственном Историческом музее. Таковы «письма» древних народов. Одни — на папирусе, другие— на глине, третьи— на пергаменте, четвертые — на берестяной коре.

  Древний Египет, Древняя Персия, Древняя Греция, Арабский Халифат имели и свою почту, которая служила для государственной переписки. Почта Римской империи («Cursus publicus»), основанная императором Августом (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), пересылала и частную коррес­понденцию, но по значительной цене, доступной только состоятельным людям.

  Без устали носились по странам древнего мира гонцы с важными донесениями и приказа­ми. «Ничто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними», — писал знаменитый греческий историк Ксенофонт о гонцах персидского царя Кира. И действительно, с невероятной быстротой бе­жали гонцы древних греков— гемеродромы.-Гонец полководца Мильтиада, разбившего в 490 году персов и спасшего Афины, принес афиня­нам эту радостную весть, осуществив «марафон­ский бег» в 42 км 195 м. Вардарии Древнего Рима на своих скакунах делали по 150 км в сут­ки. Но особой скоростью отличался бег гонцов древних инков. Их эстафетная почта пробегала 400 км в сутки!

  Менялись общественные формации. На разва­линах Римской империи возник феодальный строй. Феодалы также вели переписку и имели свою феодальную почту.

 Значительно окрепшие и разбогатевшие мона­стыри обзавелись своей монастырской почтой.

 Возникший в XII веке, Парижский университет, членами которого являлись не только преподаватели и студенты, но и аптекари, трактирщики, сапожники, продавцы книг и пер­гамента, создал одну из любо­пытнейших видов почты — университетскую поч­ту, появившуюся в самом конце XIII века. Раз­решение учредить ее было дано королем Филип­пом Красивым в 1296 году.

  А вот почта Германии была организована мясниками. Объясняется это тем, что мясники, развозя мясо и перегоняя скот, путешествовали по всей стране. Они имели лошадей, станции для их замены. Почтовые услуги, не требовавшие дополнительных затрат, оказались настолько вы­годными, что почта мясников просуществовала до XVII века.

  Создание регулярной французской почты от­носится к XV веку. В 1464 году Людовик XI ввел перекладные станции, где курьеры меняли лоша­дей и для ободрения получали немного вина В XV и XVI веках появились регулярные почты и в других европейских государствах. Наряду с государственной почтой в некоторых странах предоставлялись концессии на почтовые услуги частным лицам.

  Свыше четырех веков насчитывает польская почта. Она одна из наиболее старых в Европе. В «Парижском почтовом альманахе» («Almanach de la petite poste de Paris») за 1777 год можно прочесть: «По почте пересылаются, как приветствия и поздравления на самые различные случаи, гравированные карточки, часто с текстом, от­крытые для всякого. Много спорили об этом нововведении, изобре­тенном гравером Демезоном. Находят, что при этом поощряется беззастенчивость прислуги, которая таким образом входит в ваши секреты». Может быть, именно подобные «доводы» и не позволили еще тогда широко распространиться этому виду связи.

  К глубокому сожалению, гравированные карточки Демезона не сохранились, хотя, судя по сообщению того же Альманаха, их было немало, они были разнообразны по сюжетам и оформлению, с текстом и без него. Их можно очевидно рассматривать как первые поздравительные открытки. Развозились они дилижансами.

  30 ноября 1865 года на почтовой конференции в г. Карлсруе в Гер­мании обер-почтмейстером Пруссии Генрихом Штефаном было сде­лано предложение о введении нового «почтового листка» («Роst,-blatt), предназначенного для открытых сообщений. «Почтовый листок» Штефана содержал уже основные признаки сегодняшней открытки. Но им был предложен слишком высокий почтовый сбор, в один зильбергрош, поэтому предложение его тогда не было при­менено.

  Не зная ничего о предложении Штефана, профессор военной ака­демии в Вене Эммануил Герман 26 января 1869 года в газете «Neue freie presse» писал о необходимости введения карточек, ко­торые он назвал уже «почтовыми карточками» («Роstkarten»). По его мнению, такие карточки следовало отправлять почтой в откры­том виде по цене 2 крейцера, но разрешить писать на них не более двадцати слов, включая адрес и подпись. Это ограничение неиз­бежно создало бы массу трудностей для работников почты и ши­рокой публики.

  Австрийское правительство, вспомнив предложение Штефана и сочетав его с дешевым тарифом, который отстаивал Герман, 22 сен­тября 1869 года выпустило первые в мире почтовые открытые письма. Они были сделаны из плотной желтоватой бумаги разме­ром 123X83 мм, несли надпечатку «Korrespondenz karte» («кар­точка для корреспонденции») по-немецки, или «Levelez`esi lap» по-венгерски, в их правом углу была отпечатана почтовая марка ли­монного цвета достоинством в 2 крейцера.

Первое в мире почтовое

открытое письмо.

Австро-Венгрия. 1869 год

первое открытое письмо

  Первые австрийские открытки еще не имели рисунка. Происхож­дение же современных иллюстрированных открыток таково: немцы приписывают изобретение иллюстрированной открытки некоему книготорговцу Шварцу из Ольденбурга, который в день объявления о мобилизации германских армий 16 июля 1870 года выпустил первую художественную открытку с виньеткой на адресной стороне, размером не больше почтовой марки, изобра­жающей артиллериста с пушкой, а вслед за тем п еще две серии открыток, по 25 штук в каждой, с рисунками из издаваемого им же иллюстрированного журнала «Volksbot».

  В ноябре того же года, во время франко-прусской войны, в ме­стечке Конли, близ города Силле-де-Гильом в Бретани, было со­средоточено около 40000 французских войск под командованием генерала Кератри. В один прекрасный день во всей округе оказа­лись исчерпанными запасы почтовой бумаги и конвертов. Солдаты начали отправлять письма на всевозможных бумажных обрывках, возникли почтовые недоразумения. Тогда один предприимчивый местный книготорговец Леон Беснардо выпустил в продажу кусоч­ки бристольского картона размером 66 X 98 мм. Вскоре, подметив, что некоторые корреспонденты стали на них, кроме текста, изо­бражать и рисунки, он заказал художнику (имя которого не со­хранилось) рисунок патриотического содержания, который отпе­чатал на своих карточках литографским способом в городе Ренне, первую в мире иллюстрированную открытку в современном смысле этого слова. Успех оказался колоссальным, и вскоре им уже была выпущена еще одна карточка с рисунком, посвященным армии и флоту.

Первое в мире почтовое

открытое письмо. 

Австро-Венгрия. 1869 год

Первая открытка

  Развитие капитализма и возникшая в связи с этим потребность в массовых перевозках грузов способствовали росту и усовер­шенствованию железнодорожного и водного транспорта. Вызван­ное этим оживление почтовых сношений между странами в свою очередь сделало необходимым реорганизацию почтового дела. В 1874 году на всемирном почтовом конгрессе в Берне (Швейца­рия), при участии представителей 22 государств был учрежден Всемирный почтовый союз. Он одобрил выдвинутое Штефаном предложение о ликвидации существовавших до этого в различных странах разнообразных почтовых тарифов. Единство почтовых та­рифов и такс, свобода пересылки транзитной почты легли в основу всеобщей почтовой конвенции, подписанной 9 октября 1874 года, что устранило основные помехи, мешавшие развитию международ­ного почтового обмена. Был установлен единый международный размер открытого письма 90 X 140 мм (в 1925 году введён новый международный размер 105 х 150 мм). С этого времени начинает широко распространяться новый, самый дешевый вид почтового отправления — открытое письмо.

  Уже в 1875 году в странах — членах Всемирного почтового союза было послано 231,5 миллиона открытых писем. В 1900 году это число увеличивается до 2,8 миллиарда, в 1934 году оно превышает 6 миллиардов, а к настоящему времени, как уже отмечалось выше, достигает ежегодно 15 миллиардов экземпляров. И среди них — огромное количество иллюстрированных открыток. Несмотря на то что первые издания были достаточно примитивны и по тематике и по полиграфическому исполнению, они сразу же завоевали сим­патии широкой публики. Об этом свидетельствуют многочислен­ные статьи и заметки в газетах и журналах того времени. Первые иллюстрированные открытки были только черно-белые. Вскоре стали выпускаться цветные, но все еще несовершенные хромолитографии. В конце девяностых годов XIX века появляются автотипия и фототипия, сперва черная, потом сепия и цветная. Фототипия надолго становится основным видом иллюстрированной открытки, особенно географической. Затем начинают применять способы цинкографии и ксилографии, а еще позже стали выпу­скать гелиогравюры и фотооткрытки. Накануне первой мировой войны быстро завоевывают общее признание меццо-тинто и офсет, что дало возможность резко увеличить количество открыток. Широкое распространение иллюстрированной открытки уже давно создало новый, весьма доходный самостоятельный вид предприни­мательства.

  В отдельных странах открытка становится существенной частью общего экспорта, например в такой туристской стране, как Швей­цария. Некоторые фирмы работают специально на иностранного потребителя. Так, известная шведская фирма «Гранберг» до 1917 года издавала многочисленные виды русских городов исклю­чительно для русского рынка. Частично это делалось по специальным заказам русских издателей. До 1914 года в Англии можно было купить виды английских городов с надписью: «Майе т Сег-тапу» («сделано в Германии»). Качеством немецкая открытка не уступала английской, а ценой была дешевле.

  Большая часть современных зарубежных издательств специа­лизируется на выпуске открыток какой-нибудь определенной тема­тики. Наряду с этим имеются и крупные фирмы, выпускающие от­крытки всех видов и жанров. Каждая из фирм, как правило, стре­мится типизировать свои открытки, чтобы они всем своим «ли­цом» — оформлением, бумагой, даже шрифтом и расположением надписей — сразу отличались от продукции других фирм. В осо­бенности это касается изданий по искусству.

  Открытка вы­пускается, кажется, на все случаи человеческой жизни. В Париже в 1905 году появились «открытки для покойников», которые опускались в специально установленные для этого рядом с могилой урны. Огромные доходы в своё время принесли издателям открытки с портретами французского лётчика Луи Блерио, впервые осуществившего сенсационный перелёт через Ла-Манш (1909 год).

Французский авиатор Луи Блерио

на борту своего моноплана после

перелёта через Ла-Манш. 1909 год

луи блерио

  Не меньшей популярностью пользовались открытки-снимки с крупнейшего по тем временам парохода «Титаник» (1912 год). В начале века многие гостиницы предоставляли комнаты, оклеенные вместо обоев иллюстрированными открытками с тематикой по желанию жильца. В те же годы приобретают популярность стереоскопические (объ­емные) открытки с двойным фотографическим изображением, со­вмещающимся при рассматривании его через специальный опти­ческий прибор — стереоскоп. В наши дни объемные открытки, изготовленные по так называемому методу «паралакс-панорамо-граммы», достигли удивительного совершенства. Без каких-либо вспомогательных оптических средств вы видите почти чудо — окрашенное в естественные цвета перспективное изображение, ко­торое вы в состоянии рассматривать под разными углами, с раз­ных точек зрения, и это создает настолько полное впечатление его объемности, что, кажется, просто невозможно удержаться и не за­глянуть за него, чтобы узнать, что же все-таки находится там, где-то сзади.

  Изготавливаются во множестве открытки с применением дерева, металла, целлулоида, шелка, кожи, птичьих перьев, бисера, светя­щихся красок... открытки необычной формы, гигантских разме­ров или такие, которые можно посылать по почте по частям, скла­дывая из них постепенно все изображение, открытки с различны­ми запахами, открытки, на которых при рассматривании против света неожиданно обнаруживается совершенно другой рисунок. Выпускаются пищащие, мяукающие, поющие открытки. Уже в 1905 году, появляются первые звучащие открытки с наклеенными на них маленькими гибкими граммофонными пластинками с музыкальными записями или голосом отправителя.

Источник http://www.coordinated.ru/publ/2-1-0-98


Возврат к списку