Книги и каталоги

Публикации

История городов

Диссертации и монографии

Форумы, сайты

Выдающиеся филокартисты

Интернет-магазины и аукционы

Об открытке


Мы в Facebook:


Мы в Instagram:

Публикации

Тагрин Н.С., Файнштейн Э.Б. История открытки в России и СССР

В русских летописях X—XII вв. упоминается о «повозе». С него начинается история почтовых связей Древней Руси. «Повоз» означал доставку дани побежденными племенами. В дальнейшем слово «повоз» заменили другим — подвода. Под­водной повинности подлежали все. Она заключа­лась либо в предоставлении подводы гонцу, либо в личном выполнении княжеского поручения. Для ускорения доставки еще в XIII веке была создана впервые в Европе эстафетная почта— «ямская гоньба» (монгольское слово ям означает дорога).

  Первая международная Государственная по­чта в России была создана в 1665 году по дого вору с голландцем Ван-Сведеном, но ее подлинным организатором стал А. Ф. Ордын-Нащокин, глава Посольского приказа, известный своей дипломатической деятельностью при царе Алексее Михайловиче.

 В 1717 году Пётр I создал почтамт в Петербурге.

 Гравированные карточки конца XVIII века были известны, популярны в России. Такие карточки, очевидно, были модным заимствованием из фран­цузского этикета, весьма почитаемого при царском дворе. Имели такие личные карточки генералиссимус А. В. Суворов, пи­сатель Д. И. Фонвизин, видный деятель в области просвещения и первый президент Академии художеств И.И. Бецкой и другие выдающиеся люди того времени. На этих карточках обязательно предусматривалось место для автографа владельца. Особенно любопытна карточка великого русского полководца генералиссимуса А. В. Суворова. 

карточка суворова

  На ней изображена охотничья сцена: вепрь, за­травленный собаками. Художественными достоинствами она от­нюдь не блещет — достаточно примитивен рисунок, да и работа гравера оставляет желать лучшего, но весьма вероятно, что тема рисунка взята неспроста и под видом вепря здесь представлен сам Суворов, отбивающийся от «придворных псов».

 Современная же массовая почтовая открытка родилась значи­тельно позже.

 Что же помогло открытым письмам получить всеобщее признание? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к предвестникам откры­ток в изобразительном народном творчестве, отразившем политическое мировоззрение, уро­вень знаний, мораль и эстетические идеалы обще­ства XVII—XVIII веков. Такими предвестника­ми открыток являются народные (лубочные) картинки в России. В России народные картинки появились в пер­вой половине XVII века. Это были немецкие потешные «фряжские» листы. Первые русские народные картинки были религиозного содержа­ния, к ним относятся также листы-копии икон. Они получили широкое распространение, так как оказались гораздо доступнее по цене, чем ориги­налы. Нередко в крестьянских избах того вре­мени в углу висели бумажные иконы, а на сте­нах — немецкие потешные листы. Последними оклеивали также заветные сундуки. Народ любил "эти картинки. Они были своеобразными учебни­ками по истории, географии, высмеивали лень, обжорство и другие пороки. Крестьяне охотно покупали эти картинки у многочисленных офеней и коробейников из Мстёры, Холуя и других мест.

  Во второй половине XVIII века во Франции была популярна карикатура на Людовика XVI в виде Гаргантюа, а в конце века появилась и копия ее в России под названием «Славный объедала и веселый подпивала», но уже с русским текстом-раешником. Постепенно народные картинки расширили свое содержание. В конце XVIII века появились картинки с литературными текстами. Так, популяризировались народная песня, романс, произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других русских писателей. Народная картинка использовала и оружие сатиры. Картинка «Мыши кота хоронили» была популярна на протяжении столетия.

  Народные картинки получили потом отражение в открытках. Такова выпущенная в Москве в 1912 году к 100-летию Отечественной войны издателем С. С. Васильевым серия, состоящая из 50 открыток. Это открытки-перерисовки великолепных народных картинок-карикатур 1812—1814 годов, отразивших героизм русского народа в Отечественной войне (6); разяща была сатира на горе -захватчиков, выразителен текст.

  В России 23 октября 1870 года был внесен на рассмотрение проект улучшения правил «по почтовой части», в котором, в числе про­чего, предлагалось по примеру Австрии и Пруссии ввести новый вид почтовых отправлений — «открытые письма». 12 июня 1871 года министром внутренних дел были утверждены «Временные постановления по почтовой части», где статьи № 16 и 17 узаконивали введение «открытых писем». На обороте их всегда предписывалось печатать надпись: «Почтовое ведомство за содержание письма не отвечает». Кстати запрет написания любого текста кроме адреса на оборотной стороне открытого письма был отменёнв 1904 году, что явилось важным моментом в истории иллюстрированной открытки, так как отправителю теперь не приходилось «портить» изображение надписями, в виду того, что оборотная сторона для любых надписей, кроме адреса была под запретом.

Русское открытое письмо, 1872г.

первое русское открытое письмо

  Однако несмотря на эту «охранительную» надпись, открытки до­ставляли много хлопот почтовому ведомству. Это видно из любо­пытного секретного документа, который хранится  в   архиве Цен­трального музея связи. В заголовке его читаем: «6-й циркуляр. По почтовому ведомству в 1873 году...» Далее следует текст (сокращённо): «Для предоставления публике возможности вести более деше­вым и упрощенным способом переписку, в 1871 г. установлен был новый род корреспонденции в виде открытых писем. Но с самого начала этот род корреспонденции дал повод к злоупотреблениям.

  Начали посылать как к частным, так и к правительственным ли­цам открытые письма самого оскорбительного и безнравственного содержания, иногда даже с неприличными рисунками... Поэтому в видах ограждения общественных и частных лиц управляющий Министерством внутренних дел признал необходимым...» Далее в подробностях перечисляются меры «о просмотре открытых писем» и добавляется длиннейшее перечисление должностных лиц. коим вменяется в обязанность тщательно проверять содержание открытых писем.

  К сожалению, никаких достоверных сведений не со­хранилось о первой русской печатной иллюстрированной открытке. До последнего времени первыми русскими иллюстрированными от­крытками считались четыре, выпущенные издательством Общины св. Евгении Красного Креста по акварелям художника Н.Н.Каразина к пасхе 1897 года («Пахарь», «У часовни», «Тройка летом», «Весна»). За неимением более ранних сведений о напечатанных в России иллюстрированных открытках приходится считать их пока первыми русскими изданиями этого рода.

Первая (условно) русская

иллюстрированная открытка, 1895 год

http://www.coordinated.ru/Publ/Cards/russkaja_illjustr.otkrytka.jpg

  Данная община стала крупным и оригинальным из всех русских дореволюционных открыточных издательств, произведшей на свет множество красивейших раритетов.

Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина

"Я здесь, Инезилья". Открытка общины св.Евгении

(лицевая сторона)

пушкин я здесь инезилья

(оборотная сторона)

http://www.coordinated.ru/Publ/Cards/otkrytka_sv.evgenii_2.jpg

  Общине также принадлежал выходящий журнал, специально посвящённый открытке. После Октябрьской революции издательство общины перешло в ведение Государственной академии материальной культуры под названием «Комитет популяризации художественных изданий».

 Стоит упомянуть и крупнейшее дореволюционное издательство «Контрагенство А.С.Суворина и К», являвшимся крупнейшим издательством видовых открыток. С изобретением фотографии и фотографических видов печати, видовые открытки пользовались громадным успехом. Такие открытки запечатлели не только центральные части городов, наиболее выдающиеся памятники старины, храмы, соборы и т.д., но и окраины, отдельные здания, сооружения, мосты, фабрики, заводы, учебные заведения, не существующие ныне города, например, г.Корчева или типы Малороссии

Город Корчева. Дворянская улица.

Художественная фототипия К.Фишер

корчева город

Типы Малороссии. Фото И.Хмелевского

Открытка изд. И.Дохмана. Полтава

типы малороссии

 или самые глухие места России: заволжские леса с их старообрядческими скитами, заброшенные рыбацкие деревушки на Байкале, золотые прииски Бодайбо, далёкую Якутию и многое многое другое.

У входа в ночлежный дом

имени Н.А.Бугрова

Фото М.Дмитриева

фото м дмитриева

  В 30-х годах XIX века в Петербурге и Москве была принята иллюстрированная почтовая бумага с рисунками по литографии Г. Г. Беггрова наиболее достопримечательных мест.

Рисунки на иллюстрированной почтовой

бумаге (Петербург, 30-е г.г. XIX век)

19 век век фото санкт петербург

  В дореволюционной России целый ряд открыточных фирм опирался на полиграфическую промышленность Западной Европы и печатал свои издания в Швеции, Германии, Франции. Продукция всех этих фирм была малодоступна народу. Об этом свидетельствует прежде всего высокая по тому времени цена открытки: 5 копеек за чёрно-белый и 10 копеек за многоцветный экземпляр.

  До 1905 года театральные (по тогдашней терминологии) открытки издавались фирмой «Ришар», а позже почти исключительно московской фотографией «К.А.Фишер». В качестве фотографа бывших императорских театров он имел монопольное право на распространение портретов артистов этих театров, чем широко и пользовался.

  Особенно дороги коллекционерам открытки эпохи первой русской революции. Революционные открытки различны по сюжетам. Одни показывают картины зверских расправ, насилий и гнёта царского правительства; другие – отличные проводники революционной сатиры. Едким рисунком, острой, доходящей до гротеска сатирой, кратким выразительным языком литературного текста они агитировали, разъясняли события, звали на борьбу.

Нелегальная рукописная сатирическая открытка

первой русской революции, 1905 год

революционная открытка

Сатирическая открытка

февральской революции, 1917год

революционная открытка

Открытка времён

гражданской войны, 1919 год

революционная открытка 1919

  Первая советская почтовая карточка была утверждена Наркоматом почт и телеграфов РСФСР 2 июля 1918 года. Карточка была синего цвета и номиналом 20 копеек. С 1 января 1919 года по 15 августа 1921 года пересылка писем была бесплатной.

 В октябре 1923 года в обращение была выпущена почтовая карточка СССР. Почтовый тариф для неё был следующий: в октябре 1923 года 4 копейки золотом, а с 15 декабря 1923 года 3коп золотом.

Советские почтовые карточки

номиналом 20, 10 и 25 коп.

советская почтовая карточка

советская почтовая карточка

 В 1924 году вышла и двойная почтовая карточка (с оплаченным ответом).

 В 1925 году впервые появились маркированные рекламные карточки агентства «Связь» с маркой 3-х копеечного достоинства. Почтовые надписи были красного цвета, реклама выделялась синим цветом. Продажная цена была 2 копейки, недостающую копейку за покупателя оплачивал рекламодатель.

 С 1925 года открытки стали издавать различные музеи. Например, Государственная Третьяковская галерея и Музей Революции СССР. Эти открытки-репродукции произведений из хранилищ, до сего времени продолжают пользоваться заслуженной популярностью. Большой размах приняла издательская деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР), Общества московских художников (ОМХ), Объединения художников-реалистов (ОХР), Советской филателистической ассоциации (СФА).

 В 1926 году появились в обращении новые почтовые карточки для внутренней (3-х копеечные) и международной (с7-ми копеечные) корреспонденции.

 В 1931 году состоялся выпуск карточек с надписями на семи языках народов СССР и на французском.

 Начиная с 1935 года и в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, выпуск иллюстрированных открыток стал довольно ограниченным. Среди них главное место занимает фотооткрытка. Кроме Союзфото, её начинают выпускать и Управление кинофикации, Госкиноиздат, Ленгоркино, Ленфотохудожник и другие. Издательством систематически выпускающим полиграфические открытки становится издательство «Искусство».

Открытка из подборки "Догнать и перегнать

в технико-экономическом отношении

передовые капиталистические страны"

догнать и перегнать

У колодца. М.Авилов

Издательство АХР

м авилов

Радио в деревне. Р.Френц

Издание Музея Революции СССР

р.френц

  Великая Отечественная война знаменует собой новый, неповторимый этап в истории советской открытки. Издаются работы лучших советских художников, предназначенные для открыток – «фронтовых писем». Полиграфическое качество нередко оставляло желать лучшего, зато темы волновали каждого. К примеру, за 900 дней блокады Ленинграда издано свыше 800 сюжетных открыток, из них почти 400 посвящены героической обороне Ленинграда.

Ленинград в дни Отечественной войны.

Отражение врага.

Н.Тырса. "Искусство" (1944г.)

блокада ленинграда открытка

Ленинград в дни Отечественной войны.

Тушение авиабомб.

А.Пахомов. "Искусство" (1944 год)

блокада ленинграда открытка

Бой в Тихвине

И.Владимиров. "Искусство" (1944г.)

бои за тихвин

Новогодний привет героическим

защитникам Родины! "Искусство" (1941г.)

новогодний привет открытка

Небывалый воздушный поединок.

В.Иванов. "Искусство" (1942год)

воздушный поединок

  Великая Отечественная война окончилась. Города восстанавливались от руин.

Город восстанавливается.

Н.Кочергин. "Искусство" (1945 год)

город восстанавливается

  Открывались музеи, новые издательства, устраивались художественные выставки. В 1945 году было организовано издательство «Советский художник», пропагандировавшее советское изобразительное искусство. Подборки, выпущенные данным издательством, составляют целую художественную галерею, позволяющую широкому кругу ценителей изобразительного искусства достаточно подробно ознакомиться с произведениями выдающихся мастеров живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства.

Разбуженная степь

В.Басов. "Советский художник" (1955 г.)

разбуженная степь

Горки. Любимая аллея В.И.Ленина.

В.Бялыницкий-Бируля.

"Советский художник" (1962г.)

горки аллея

   В 1947 году было образовано издательство Академии художеств СССР. В 1953 году на базе издательств Государственной Третьяковской галереи и Академии художеств СССР начал работу вновь организованный Изогиз. Согласно постановлению Совета Министров СССР на Изогиз был возложен массовый выпуск открыток. 

  Изогизом выпускалось много серий открыток, посвящённых русскому и зарубежному искусству. Особенна интересна серия подборок, посвящённая теме «Художественные сокровища музеев СССР». Подборки воспроизводят избранные произведения из собраний крупнейших советских музеев.

  Несколько позже приступило к выпуску открыток издательство «Художник РСФСР», выполняя поставленные перед ним задачи популяризации лучших образцов творчества художников России.

  Издательство «Искусство» выпускало открытки-репродукции произведений русских художников. Издавались открытки-рисунки русских художников XVIII, XIX  - начала XX века А.Лосенко, В.Серова, И.Шишкина, А.Иванова, В.Перова, В.Сурикова, советских – В.Богаткина, Н.Жукова и других.

  В мае 1968 года начало свою деятельность издательство «Изобразительное искусство».

Первая демонстрация (семья рабочего в первую годовщину Октября)

К.Петров-Водкин. "Изобразительное искусство" (1972 год)

петров-водкин демонстрация

Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем

(Мадонна Литта). "Изобразительное искусство" (1971 год)

мадонна литта

  С 1969 года начали свою деятельность два новых издательства «Планета» и «Аврора». «Планета» главной задачей считает пропаганду достижений СССР и братских соц.стран средствами фотоискусства. В открыточных изданиях данного издательства почётное место занимают рубрики «В объективе – наша страна», «Города СССР», «Заповедники СССР», в которых в красочных фотографиях представлены неповторимые в своей прелести пейзажи, уникальные архитектурные памятники, грандиозные новостройки пятилеток. Интересны и подборки «Ансамбли и солисты», «Для дома, для семьи», «Цветы в доме», «Умелые руки», подборки для детей, поздравительные сюжеты. Издательство «Аврора» специализируется на выпуске альбомов, открыток и репродукций произведений изобразительного искусства на экспорт и для продажи иностранным туристам. При этом выгодно выделяется подборка «Хранится в музеях СССР».

В.Исаева, Р.Таурит.

Ленинград. Пискаревское мемориальное кладбище.

Скульптура "Родина-мать". 

"Аврора", Ленинград

родина мать открытка

Волгоград. Мамаев курган. Памятник-ансамбль

героям Сталинградской битвы.

Монумент Матери-Родины (из подборки "Волгоград").

Фото Е.Кассина, М.Редькина. "Планета" (1972 год)

родина мать волгоград фото

Новый Афон: в парке, белокаменный Ново-Афонский

монастырь. Издательство "Планета" (1976 год)

абхазия новый афон фото

Сухуми. Океанский лайнер в Сухумском порту.

На улице Ленина.

Издательство "Планета" (1976 год)

сухуми фото города

  Впервые развернули работу с открытками республиканские издательства. Всё больше распространяются открытки с видами разнообразных уголков страны, издаваемые областными и краевыми издательствами. Эти неожиданные по содержанию сюжеты, благодаря своим незначительным тиражам, к сожалению, часто остаются достоянием лишь местных любителей.

  В 1975 году было создано новое специализированное издательство «Плакат». Большое место в его продукции занимают агитационно-массовые открытки, объединённые в тематические комплекты и серии, посвящённые историко-революционным местам, памятникам боевой славы, мемориальным комплексам и музеям.

 В современной России, начиная с 90-х годов также стали возникать компании по производству открыток. Наиболее крупными в настоящее время являются ГК "Арт и Дизайн" (имеет свой полиграфический комбинат), "Открытое письмо - центр" ("Hallmark"), "Мир поздравлений", "Праздник", "Лакарт" (была поглощена холдингом Арт и Дизайн в 2012 году) и другие.

Источник  http://www.coordinated.ru/publ/2-1-0-99


Возврат к списку