|
|
|
Изучая старые открытки Великого Сибирского Пути, изданные в изобилии в конце XIX - начале XX века, я обратил внимание на то, что тексты к ним часто не соответствовали истинному положению дел. Первая и наиболее распространенная ошибка заключалась в том, что перевиралась верстовая нумерация изображенного в открытке места. Еще одна ошибка касается датировки события: т.е. оно в указанный год выглядело уже не так или еще не так. Третья, гораздо более редкая, ошибка касалась самого описания достопримечательности или вида, который был на открытке отпечатан.
И открыток с ошибками на этом сайте собрано уже несколько. Рассмотрим, например, изображение долины Хилка Забайкальской линии (фрагмент открытки приводится слева).
В аннотации к открытке указано, что это "Полотно жел. дор. по берегу р. Хилка на 640 версте". Так ли это? При внимательном подходе обнаруживается, что 640-я верста Забайкальской линии находится аж за Яблоновым хребтом, намного восточнее. А издатель передвинул этот вид долины Хилка... на 200 верст! Т.е. он мог находиться на 440-й версте (что наиболее вероятно по состоянию местности), но никак не на 640-й и даже не на 540-й версте. Или, допустим, вот еще открытка: "Вид Петровскаго железоделательного завода на 201-й версте". И тоже вранье: станция Петровский Завод находилась на 288-й версте, а завод на 1-2 версты восточнее, т.е. на 289-290 верстах.
А вот ошибки погрубее: на открытке написано: "Кругобайкальская жел. дор. Граница Маньчжурии и России". Что сказать об этом? Издатель перенес изображенное место на добрую тысячу километров западнее. Ведь сама по себе Кругобайкальская дорога заканчивалась на станции Мысовая на Байкале; затем начиналась более чем 1000-верстная Забайкальская дорога, а граница России и Маньчжурии находилась еще в 300 км юго-восточнее Забайкальской дороги, на ветке к Китайско-Восточной линии, проложенной через степное Забайкалье.
Вот и еще такая же грубая ошибка: "Кругобайкальская жел. дор. Станция Китайский разьезд" (на самом деле этот разъезд находится в 778 верстах от ближайшей станции Кругобайкальской линии - Мысовой).
Еще примеры грубых ошибок: открытка с надписью "Ст. Курган", где на самом деле изображен первый вокзал Красноярска; или открытка "Кругобайкальская ж.д. Дорога через тайгу близ ст. Выдрино" (близ Выдрино нет и в помине никаких тоннелей, а место это на самом деле находится на участке Кругобайкалки, удаленном от Выдрино далеко к западу, более чем на 100 км).
В чем же причина этих многочисленных ошибок? Дело в том, что 90 - 100 лет назад Великий Сибирский Путь был очень популярен - про него много писали, о нем говорили. И, конечно, тогдашние издатели спешили заработать на интересе читателя: зачастую открытки, посвященные этой величайшей железнодорожной артерии, выпускали мелкие издательства, без достаточной проверки помещенного в них содержания и надписей. Вот и результат.
Итак, для облегчения ориентировки я хочу привести точную верстовую нумерацию Забайкальской линии: именно на открытках, посвященных этому участку Великого Сибирского Пути, обнаружен наибольший процент ошибок. Внимательно просматривая исторические снимки, можно самостоятельно поискать дореволюционные глюки :)
Пункт Забайкальской линии
|
Верста
|
Мысовая
|
0
|
Посольская
|
44.5
|
Селенга
|
79.5
|
Татаурово
|
118
|
Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ)
|
153.5
|
Онохой
|
187
|
Заиграево
|
207
|
Илька
|
229
|
Горхон
|
256
|
Кижа
|
269.5
|
Петровский Завод
|
288
|
Баляга
|
305.5
|
Тарбагатай
|
319
|
Толбага
|
336.5
|
Хохотуй
|
358.5
|
Бада
|
380.5
|
Тоннель Шотхоте (длина 30.5 сажени)
|
395
|
Жипхеген
|
403
|
Хилок
|
428
|
Гыршелун
|
444.5
|
Хушенга
|
463
|
Харагун
|
483.5
|
Тайдут
|
503
|
Загарино
|
522
|
Могзон
|
541
|
Гонгота
|
560
|
Сохондо
|
570
|
Яблоновый перевал, наивысшая точка
|
590
|
Знаменитый тоннель (на самом деле галерея, длина 39.56 саж)
|
591
|
Яблоновая
|
602
|
Кука
|
615
|
Ингода
|
636.5
|
Черновский
|
652
|
Чита (ныне Чита-1)
|
672.5
|
Чита-Город, после 1903 (ныне Чита-2)
|
677
|
Атамановский
|
690
|
Кручина
|
707
|
Маккавеево
|
728
|
Карымская
|
766.5
|
Китайский разъезд (ныне Тарская)
|
778
|
Урульга
|
805.5
|
Савинский
|
826
|
Зубарево
|
842.5
|
Размахнино
|
859.5
|
Онон
|
881
|
Шилка
|
905
|
Апрелково
|
930
|
Нерчинск (ныне Приисковая)
|
949.5
|
Бянкино
|
973
|
Куэнга
|
983
|
Сретенск
|
1032
|
* Забайкальская линия, как часть Великого Сибирского пути, начиналась на станции Мысовая, на берегу Байкала и заканчивалась в Сретенске, перевалочном пункте на берегу реки Шилки.
1 верста = 1,0668 км. В 1 версте было 500 саженей.
1 сажень = 2,1336 м.
Карта Забайкальской линии и прилегающих мест, 1903, Мысовая - Сретенск (@MR)
Источник: Альбомъ исполнительныхъ чертежей по постройкъ Забайкальской желъзной дороги, Байкальской вътви, вътви къ Китайской границъ и пристаней парома-ледокола на озеръ Байкалъ. 1895-1901.
Сергей Сигачев, автор сайта transsib.ru.
Источник http://www.transsib.ru/Article/article-ssg05.htm
|