Книги и каталоги

Публикации

История городов

Диссертации и монографии

Форумы, сайты

Выдающиеся филокартисты

Интернет-магазины и аукционы

Об открытке


Мы в Facebook:


Мы в Instagram:

Публикации

Куприна Н. Филокартия - родом из Англии

Родиной открытки считается Англия. Самую раннюю поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне. Она датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Создание приписывают герцогу Орлеанскому, который, сидя в тюрьме, написал любовное послание своей жене, приурочив его к празднику Святого Валентина.

До середины 1820-х годов прямоугольник бумаги с линиями для адреса и местом для марки на одной стороне и каким-либо изображением на другой называли "открытым письмом". Потом это название сократили до слова "открытка".

Надо отметить, что до 1860-х годов открытки были исключительно ручной работы. Художники рисовали и раскрашивали каждую в своем стиле. Столь кропотливая, почти "ювелирная" работа заставляла издателей искать различные, порой неожиданные, способы изготовления открыток. Для украшения использовались птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожа, бисер, резина, бархат, шелк и другие необычные материалы.

В Россию мода на открытые письма пришла гораздо позже, бум почтовых карточек пришелся на начало ХХ века. Поздравительные открытки чаще всего закупались за границей, а в России на них делали надписи на русском языке, а иногда дорисовывали российскую символику.

Одной из самых знаменитых поздравительных карточек считают подарок, в 19 веке преподнесенный художником Джона Хорсли. Как-то он решил поздравить с Рождеством своего друга, государственного чиновника сэра Генри Коула, оригинальным способом. Для этого он создал настоящий рождественский триптих (12x7 см): в центре художник поместил друга с домочадцами, сидящих за рождественским столом, а по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Изображение дополняла звучная подпись "Веселого Рождества и счастливого Нового года!".

Открытка имела бешеный успех - ею восхищались, а Коулам, которые охотно показывали ее родственникам и знакомым, завидовали. Интерес к открытке не ослабевал. Даже спустя три года ее по-прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коулов на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход.

Было отпечатано около тысячи копий, и за каждую открытку семья получила по шиллингу - в то время это были очень большие деньги! Однако семейство было уверено, что интерес публики к рождественским открыткам - не более чем сиюминутная мода, а не бизнес. В этом они ошибались. С 1860-х производство открыток было поставлено на поток.

Сейчас в мире из тысячи открыток Коулов сохранилось всего 12. Одна из них и была недавно продана в Англии за 22 тыс. фунтов стерлингов.

Аукционы среди филокартистов не редкость. Более того, в некоторых странах Европы, филокартия почти приравнивается к коллекционированию картин, а для "мини-полотен" существуют специальные музеи. Так, в венгерском городе Серенч представлено около 650 тысяч экспонатов почтовой открытки, а неподалеку от Брно (Чехия) хранится коллекция, насчитывающая более 2 миллионов почтовых "малюток", уникальное собрание которых принадлежало филокартисту Антони Коченда. Огромное собрание открыток, которое в последствии было распродано, было и у советского гражданина Тагрина. Он собрал 700 тысяч экземпляров. В Государственной Третьяковской галерее хранится коллекция из 400 тысяч открыток. Музей получил ее в дар от семьи В.В.Шлеева, кандидата исторических наук, искусствоведа, лауреата Золотой медали АХ СССР, археолога и библиографа, увлекавшегося собиранием открыток.

Есть филокартисты и в наше время. Конечно, не все из них полностью преданы этому хобби, но детское увлечение порой определяет судьбу почитателей поздравительных карточек. Например, открытки с артистами в детстве собирали Валерий Леонтьев и Наталья Гундарева, а актриса Любовь Полищук увлекалась темой балета.
До сих пор с благодарностью вспоминает свое детское увлечение филокартией Владилен Арсеньев, на протяжении долгого времени закупавший на канал НТВ классику мирового кино. С его легкой руки на российских экранах появились "Скорая помощь", "Доктор Куин", "Крутой Уокер", "Никита". Он увлекался кинематографом с раннего детства, а благодаря своей коллекции открыток с артистами, состоящей из 1500 штук мог сразу сказать, в каком фильме снимался тот или иной актер.

В школьном возрасте были увлечены открытками Алексей Петренко и Владимир Меньшов, в ряду современных филокартистов числятся Валдис Пельш, питерский артист Михаил Девяткин, знаменитая балерина Нина Ананиашвили и другие известные люди страны.

Пронес через всю жизнь свое увлечение открытками из экзотических стран мира создатель и первый президент телевизионного "Клуба кинопутешествий" Владимир Адольфович Шнейдеров.

Интересно, что долгое время в нашей стране люди, собиравшие открытки с изображением обнаженных женщин, подвергались гонениям. В 1980-х после доноса у одного такого любителя открыток московская милиция изъяла несколько сотен карточек с изображениями обнаженного женского тела, среди которых были репродукции работ Энгра, Ренуара, Рафаэля. Эксперты из репрессивных органов почему-то не увидели в открытках произведения искусства, и коллекционер получил "на полную катушку" - "за хранение и распространение порнографии".

Сегодня стоимость коллекционной открытки может достигать несколько сотен, а то и тысяч долларов. Особо ценятся открытки 19 века - самые первые: с золотой крошкой в качестве ободка, с рисунками "от руки", с тиснением в виде сложных виньеточных узоров.

Цена открытки во многом определяется степенью ее редкости и авторством. Самые дорогие на отечественном рынке филокартии - открытки работы Е.М. Бем (от 5 до 60 долларов в зависимости от количества переизданий), И.Я. Билибина (30 долларов) и из первой сотни издательства Общины Св. Евгении (25-35 долларов). Эти же открытки на зарубежном рынке уже предлагают купить за 85-100 долларов. В среднем же цена русского "открыточного" искусства на Западе составляет 25-40 долларов. Иностранные открытки начала ХХ столетия стоят 15-30 долларов. А вот за работы известного французского модерниста чешского происхождения начала ХХ века А. Мухи коллекционеры готовы выложить от 200 до 10 тысяч долларов за редкий экземпляр.

Дорогими экспонатами также являются открытки, принадлежавшие известным людям или связанные с памятными событиями. Например, на аукционе дома Bonhams and Butterfields самым дорогим лотом в распродаже уникальных сувениров с "Титаника", принадлежавших тем немногим, которым повезло спастись после крушения печально известного судна, оказался пожелтевший кусочек лощеной бумаги, меню для пассажиров 3-го класса в виде открытки с фотографией "Титаника" и перечнем блюд. Единственный в мире экземпляр был продан за $44650. А на частном аукционе в Монреале четыре наброска Адольфа Гитлера и две рождественские открытки, подписанные нацистским диктатором, ушли в сумме за $26,8 тыс.

Рынок открыток каждый год пополняется новыми экземплярами. Сегодня на одного англичанина приходится 44 заново изданных открыток, в США - 23, в Австрии и Голландии - по 17 открыток, в Германии - 8 открыток в год на одного немца. В России - в среднем 1 новая открытка в год.

Это говорит о том, что интерес к этому виду обмена информацией не исчез, и близких людей, проживающих в разных городах и странах, связывают весточки, символизирующие радость, надежду, печаль. Все так же, как и много лет назад, любящие обмениваются "валентинками", верующие - пасхальными открытками. И кто знает, может быть, через много лет именно ваше поздравление с Новым годом или Днем рождения будет желанным экспонатом в коллекции самого требовательного филокартиста.

Источник http://collection.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=761&page=2

Возврат к списку