Коллекция

Елизавета Меркурьевна Бем (урожденная Эндаурова) — художница, имя которой почти не известно за пределами круга букинистов и филокартистов,что неудивительно,учитывая иллюстрационную специализацию Елизаветы Меркурьевны.

Елизавета Эндаурова родилась 12 февраля (24 февраля по новому стилю) 1843 г. в Санкт-Петербурге, где и прожила всю свою жизнь. В детстве она проводила много времени в имении родителей — сельце Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии. Именно к этому периоду относятся первые опыты рисования. Наблюдая за сельской природой и жизнью, юная художница, по воспоминаниям родных, зарисовывала все, что попадалось ей на глаза, а также вырезала из бумаги силуэты знакомых людей, чем приводила последних в восторг, так как весьма неплохо "схватывала сходство". Позже, уже повзрослев и получив художественное образование, именно благодаря силуэтам она снискала внимание такого прославленного художника, как И.Н.Крамской и даже стала популярна за рубежом, где, особенно в Америке, ее силуэтные работы неоднократно издавались и перепечатывались.

 Художественное образование Елизавета Меркурьевна получила в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, которую закончила с серебряной медалью в 1865, а спустя всего пять лет Императорское Академия художеств присудила ей большую поощрительную медаль за акварельные и карандашные рисунки животных. Этот период (1860 - 1870 гг) принято считать первым этапом (не считая еще детских опытов рисования) творческого пути художницы.

Важную роль в становлении мастерства Елизаветы Меркурьевны сыграло сотрудничество с Н.А. Некрасовым, поэмы которого она иллюстрировала, проживая в своем ярославском имении в 60 - х годах. Здесь художница рисовала крестьянских детей. Здесь же ей пришла идея соединить силуэтную технику с излюбленными темами — природой и детьми. Так 1875 г. появился знаменитый альбом "Силуэты", а в 1877 году — альбом «Силуэты из жизни детей». К этому же времени относятся и первые литографии собственных рисунков.

Человек разнообразных талантов, прекрасно образованная и всем на свете интересовавшаяся, Елизавета Бем сумела соединить в своем творчестве классический русский стиль и пришедший из Западной Европы модерн, поистине дизайнерскую (как мы бы сейчас сказали) универсальность и внимание к мельчайшим деталям, имеющих, однако, первостепенное значение в передаче эмоциональной составляющей образов.

Все вышесказанное относится, если так можно выразится, к «дооткрыточному» периоду творчества художницы. Однако, важнейшей вехой в ее искусстве становится рубеж XIX-XX вв, когда в России появляются первые издательства и типографии, специализирующиеся на выпуске открыток. Стремительно возрастающая популярность этого вида печатной продукции, конечно, не могла не привлечь внимания художников, почти сразу усмотревших в иллюстрациях открытых писем самостоятельный вид печатной графики малых форм. К открытке обращались художники объединения «Мир искусства», И.Е.Репин, В.М. Васнецов, Д.С. Моор и многие другие, не говоря уже о художниках, специализировавшихся на открыточных иллюстрациях и во многом определявших ее облик в это время, например, С.С.Соломко, Н.Н Караизн.

У истоков российских открыточных иллюстраций стояла и Елизавета Бем, причем популярность ее работ была настолько высока, что, несмотря на огромное количество издательств и типографий занимавшихся выпуском открыток, Елизавета Меркурьевна успела поработать если не со всеми, то с большинством из них. Такая интенсивная активность уже немолодой художницы объясняется всплеском популярности так называемых «детских открыток» – открытых писем, иллюстрированных детскими образами. Красочные иллюстрации, на которых разворачивается живописная панорама пословиц и поговорок, фольклорных ситуаций и забавных сценок, навсегда стали «визитной карточкой» Елизаветы Меркурьевны.Елизавета Меркурьевна Бем (урожденная Эндаурова) — художница, имя которой почти не известно за пределами круга букинистов и филокартистов,что неудивительно,учитывая иллюстрационную специализацию Елизаветы Меркурьевны.

Елизавета Эндаурова родилась 12 февраля (24 февраля по новому стилю) 1843 г. в Санкт-Петербурге, где и прожила всю свою жизнь. В детстве она проводила много времени в имении родителей — сельце Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии. Именно к этому периоду относятся первые опыты рисования. Наблюдая за сельской природой и жизнью, юная художница, по воспоминаниям родных, зарисовывала все, что попадалось ей на глаза, а также вырезала из бумаги силуэты знакомых людей, чем приводила последних в восторг, так как весьма неплохо "схватывала сходство". Позже, уже повзрослев и получив художественное образование, именно благодаря силуэтам она снискала внимание такого прославленного художника, как И.Н.Крамской и даже стала популярна за рубежом, где, особенно в Америке, ее силуэтные работы неоднократно издавались и перепечатывались.

 Художественное образование Елизавета Меркурьевна получила в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, которую закончила с серебряной медалью в 1865, а спустя всего пять лет Императорское Академия художеств присудила ей большую поощрительную медаль за акварельные и карандашные рисунки животных. Этот период (1860 - 1870 гг) принято считать первым этапом (не считая еще детских опытов рисования) творческого пути художницы.

Важную роль в становлении мастерства Елизаветы Меркурьевны сыграло сотрудничество с Н.А. Некрасовым, поэмы которого она иллюстрировала, проживая в своем ярославском имении в 60 - х годах. Здесь художница рисовала крестьянских детей. Здесь же ей пришла идея соединить силуэтную технику с излюбленными темами — природой и детьми. Так 1875 г. появился знаменитый альбом "Силуэты", а в 1877 году — альбом «Силуэты из жизни детей». К этому же времени относятся и первые литографии собственных рисунков.

Человек разнообразных талантов, прекрасно образованная и всем на свете интересовавшаяся, Елизавета Бем сумела соединить в своем творчестве классический русский стиль и пришедший из Западной Европы модерн, поистине дизайнерскую (как мы бы сейчас сказали) универсальность и внимание к мельчайшим деталям, имеющих, однако, первостепенное значение в передаче эмоциональной составляющей образов.

Все вышесказанное относится, если так можно выразится, к «дооткрыточному» периоду творчества художницы. Однако, важнейшей вехой в ее искусстве становится рубеж XIX-XX вв, когда в России появляются первые издательства и типографии, специализирующиеся на выпуске открыток. Стремительно возрастающая популярность этого вида печатной продукции, конечно, не могла не привлечь внимания художников, почти сразу усмотревших в иллюстрациях открытых писем самостоятельный вид печатной графики малых форм. К открытке обращались художники объединения «Мир искусства», И.Е.Репин, В.М. Васнецов, Д.С. Моор и многие другие, не говоря уже о художниках, специализировавшихся на открыточных иллюстрациях и во многом определявших ее облик в это время, например, С.С.Соломко, Н.Н Караизн.

У истоков российских открыточных иллюстраций стояла и Елизавета Бем, причем популярность ее работ была настолько высока, что, несмотря на огромное количество издательств и типографий занимавшихся выпуском открыток, Елизавета Меркурьевна успела поработать если не со всеми, то с большинством из них. Такая интенсивная активность уже немолодой художницы объясняется всплеском популярности так называемых «детских открыток» – открытых писем, иллюстрированных детскими образами. Красочные иллюстрации, на которых разворачивается живописная панорама пословиц и поговорок, фольклорных ситуаций и забавных сценок, навсегда стали «визитной карточкой» Елизаветы Меркурьевны.